Николай Зиновьев, фотограф дикой природы (nik_zinoviev) wrote,
Николай Зиновьев, фотограф дикой природы
nik_zinoviev

Categories:

Рубрика вопросы - ответы. Типовая обработка файлов.

Добрый вечер, Николай! Какую часть отснятого приходится впоследствии дорабатывать в программах а-ля Photoshop перед тем, как получить готовую картинку? В чем в основном состоит пост-обработка?   Валентин, Киев

__________________________________________________________

Валентин,

Обработке подвергаются все файлы, какие-то в меньшей степени, какие-то в большей (по количеству шагов). Моя стандартная обработка состоит, как правило, из следующих шагов:


1) Внутрикамерные настройки/обработка. Всегда снимаю в 14-ти битный NEF без сжатия. Режимы Управления Снимками (Picture Control) в положении Cтандарт. Внутрикамерно никогда не редактирую файлы (контраст, резкость, яркость, насыщенность, оттенки (hue)). Все эти параметры на базовом уровне, чтобы файл был максимально приближен к реальности. Баланс белого в большинстве случаев в Авто, за исключением ситуаций, когда цветовая температура сильно отличается от обычной (например, сумерки). Баланс белого всегда можно подправить в NEF в постобработке. Внутрикамерными шумодавами не пользуюсь.


2) Редактор для конвертации NEF в tiff. Конвертирую NEF в фирменном никоновском редакторе CAPTURE NX2. Хоть он и не такой быстрый, как Lightroom, Capture One и другие raw-конвертеры, мне лично очень нравится результат, который я получаю с него. В Capture NX2 делаю лишь глобальную корректировку экспозиции и правлю баланс белого, если это требуется (очень редко, только когда при сьемке были допущены ошибки).

3) Проблемы динамического диапазона. Если гистограмма не идеальна (есть потери), то я "снимаю" несколько tiffов с NEF c эксповилкой, максимально позволяющей нивелировать потери. Далее в фотошопе файлы собираются в стек, и области, где есть провалы в тенях или пересветы на ярких участках, "проявляю" через маску слоя кисточкой. Инструментами типа Shadows/Highlights пользуюсь очень редко.

4) Корректировка контраста и цвета. Получив хорошую гистограмму, поднимаю контраст/насыщенность цветов в LAB. Здесь главное не пересолить. Граница между хорошей и переконтращенной/перенасыщенной фотографией очень тонкая. То, что для пейзажиста является улучшением фотографии, для анималиста может напрочь ее испортить. Нужно обязательно следить за гистограммой, не допуская потерь информации. Файл, который был обработан в LAB, накладываю в виде слоя на исходный файл, создаю маску слоя и проявляю ее в тех местах файла, где нужен слегка усиленный цвет/контраст. Регулирую силу изменений через степень прозрачности маски слоя.

5) Очистка файла от шумов. Когда использовались высокие ИСО, либо кадр был недоэкспонирован и гистограмма доводилась до эталона уже в постобработке, лезут шумы. Шумы не всегда зло, а иногда играют на идею кадра (н.п. при конвертации в ч/б или сепию). Не нужно очень боятся шумов - на бумаге они не так страшны, как на мониторе вашего компьютера. Когда передо мной стоит выбор - оставить шумы или потерять детализацию и резкость, я как правило выбираю первое. Если в файле есть "неприятные" шумы, использую плагин Neat Image для Photoshop. Для этого создаю отдельный слой, на котором применяю Neat Image. Далее создаю маску слоя и кисточкой проявляю тем места, которые требуют очистки. Редко применяю устранение шумов глобально ко всей площади кадра, потому что всегда есть области, на которых шум не так бросается в глаза и/или где нужна детализация. Ведь шумодавление всегда имеет свои последствия - потерю детализации, резкости, картинка становится "пластилиновая". Поэтому нужно рассматривать каждую ситуацию отдельно и решать, что лучше в данном конкретном случае.

5) Увеличение резкости. Поднимаю резкость в LAB. Этот способ обеспечивает самое "чистое" повышение резкости с наименьшим количеством побочных артифактов. Последнее время стал редко использовать Unsharp Mask и плагин Sharpener Pro компании Nik Sofware. Накладываю копию файла, в котором резкость поднята глобально в виде слоя поверх исходного файла, создаю маску слоя и проявляю кисточкой те "акцентные" места фотографии, которые требуют резкости (н.п. если это портрет, то это глаза, нос, лапы и т.д.).

6) Подрезка кадра. Если нужно подрезать файл, делаю это в последнюю очередь. Обычно люди подрезают файлы в самом начале, а мне нравится резать файл (если требуется, конечно) в конце, когда он практически готов.

Это основные этапы моей стандартной обработки файлов. В зависимости от световых, атмосферных условий при сьемке, от использованной оптики, от ИСО и корректности экспозиции, степень редактирования контраста, цвета, баланса белого, резкости может быть разной. Редактирование файлов в конечном итоге не должно менять ту реальность, которая существовала на момент сьемки, оно должно лишь исправлять небольшие ошибки, допущенные при сьемке и создавать акценты, которые играют на усиление восприятия основной идеи кадра. Очень важно, как я написал ранее, не "пересолить" блюдо. Кадры должны оставаться натуральными, живыми. Сейчас идёт поголовное увлечение "фотошоплением" фотографий и кадры просто "убиваются" обработкой. ХДР и прочие глубокие обработки, как правило, за редким исключением, портят фотографии, создают какую-то новую реальность с искаженными и совершенно ненатуральными цветами, мега контрастом, шумами, перевытянутыми тенями, с избытком резкости, плоские и не имеющие обьема фотографии. Это самый большой капкан, в который может попасть фотограф и этого нужно стараться избегать.

Это мой краткий ответ на ваш вопрос. Понятно, что по каждой из затронутых мной тем можно сделать большой курс обучения, написать книгу. Многие фотографы так и делают. Моя же цель в данном посте была очень сжато описать основные моменты из моей практики для общего понимания процесса.

С уважением, Николай


Tags: обработка файлов
Subscribe

  • Бодание диких северных оленей

    Красив северный пейзаж на островах архипелага Шпицберген. И особенно летом! Суровая природа отточила серую фактуру камней и скал и украсила угрюмый…

  • Пятнистое утро

    Первый луч солнца появился после двух недель дождя. Он проник на склон между двумя высокими сопками приморской тайги и высветил тем холодным…

  • Заколдованная стена

    Почему заколдованная? Потому что она обречена каждый день менять свой облик. Песчанную породу, из которой сопка была создана Творцом, безжалостно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments